Проект «Лаборатория неживой природы»

   Проект «Лаборатория неживой природы»

Проектная деятельность:

«Воздух – невидимка»

  Актуальность

           Развития  дошкольника, особое значение,  имеет усвоение им представлений о взаимосвязи мира и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность , протекающая в форме исследований, игр, наблюдений. В их процессе дети преобразуют объекты с целью знакомства и выявления связей между явлениями окружающего мира.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности по теме «Воздух- невидимка», детей 3 – 4 лет и заключается в  решение следующих задач:

  • Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей, путём включения их в мыслительные, преобразующие действия;
  • Формирование у детей способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
  • Развитие собственного познавательного опыта;
  • Поддержание у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.

Занимательные игры и упражнения побуждают детей к самостоятельному поиску причин, развитию собственной активности ребёнка и активности, стимулируемой взрослыми.

Все игры, задания, беседы и наблюдения могут быть использованы как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а так же для стимулирования их активности в процессе познания окружающего мира.

Предлагаемые формы педагогической работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.

 

                     Технологическая карта

Содержание

Пояснения

Название проекта

«Воздух - невидимка».

Тип

Краткосрочный

Вид

Исследовательский, практический

 

 

Сроки реализации

С 02.04.18 по 06.04.18г.

Характер контактов

Младшая группа  «Фантазеры»

Участники проекта

Воспитатель Зайцева О.С.

Котова В. И.

Воспитанники группы

Родители.

Целевая группа

Воспитанники ДОУ.

Основание для разработки проекта. Проблема

 Познакомить  детей с неживой природой

Цель

Развивать у детей интерес к познанию, обогатить представление об объектах неживой природы – воздух.

Задачи

v  Вызвать интерес к поисковой деятельности.

v  Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

v  Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

v  Развивать внимание, интерес, желание работать над проблемой совместно

 

Стратегии и механизмы реализации

Составление перспективного плана, составление конспектов, проведение занятий, создание условий в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования), наблюдения, опыты, беседы, экскурсии.

Ожидаемые результаты

Для детей:

1.     Имеют представления о явлении неживой природы методом поисковой деятельности.

2.     Развивается внимание, логическое мышление,  интерес к проектной деятельности

 

Перспективный план работы по проекту

 «Лаборатория неживой природы»

( II младшая группа «Фантазеры»)

                                               Исследуемый объект или явление:

                                                                      Воздух

                                  Название мероприятия (опыта, эксперимента).

 

Понедельник: 02.04.18

1.     Что в пакете?( Материал, оборудование

     Полиэтиленовые пакеты).

2.     Надуваем щёчки

Цель опыта: Обнаружить воздух в окружающем пространстве,

обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий. Помочь понять детям, что воздух есть у нас внутри.

 

Вторник : 03.04.18

1.      Игра с соломинкой.

2.      ИЗО «Рыбка дышит под водой».

    Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

    Учить детей рисовать пузырьки круглой формы.

    Трубочки для коктейля, ёмкости с водой.

    ½ альбомного листа с нарисованной рыбкой, карандаши, фломастеры.

Среда:04.04.18

1.      Игры с воздушными шариками.

2.      ИЗО «Воздушные шарики».

     Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить его. Продолжать учить детей рисовать воздушные шарики округлой формы. Два воздушных шарика (один надутый слабо – мягкий; другой надутый сильно – упругий). ½ альбомного листа с нарисованными ниточками, карандаши разного цвета.

Четверг : 05.04.18

1.      Выдувание мыльных пузырей.

2.«Волшебные пузырьки»

   Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

   Продолжать учить детей делать заливку акварелью.

   Баночки с мыльным раствором, палочки с колечками на конце.

   ½ альбомного листа с нарисованными парафином пузырями, губка, гуашь.

Пятница: 06.04.18

1.      Ветер по морю гуляет.

2.      Игра с вертушками.

Обнаружить воздух.

Помочь понять детям, что воздух может двигаться.

Миска  с водой, модель кораблика.

 Вертушки, султанчики.

 

 

Тема:

1 день   «Воздух – невидимка»

I Что в пакете?

II Игра «Надуваем щёчки».

Цель:

 

 

 

Материал:

 

Ход:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий;

помочь понять детям, что воздух есть у нас внутри.

 

Полиэтиленовые пакеты.

 

Игра «Что в пакете»

- Ребята, посмотрите, какой Мишутка  сидит грустный. Давайте его спросим, почему он такой?

(Мишутка шепчет на ушко.)

- Дети, Мишутка потерял воздух и не может найти. Он говорит, что воздух – невидимка.

- Давайте поможем Мишутке найти воздух!

(Находим красивую коробочку.)

- Ребята, какая красивая коробочка стоит на столике! Возьмём коробочку и сядем за стол к Мишутке, чтобы он не грустил.

- Маша, открой коробочку и мы увидим, что там лежит.

(Находим пакеты, дети берут по одному пакету.)

- Дети, а что же в этих пакетах?

(Рассматриваем пакеты – они пустые. Отвернувшись от детей, набираю в пакет воздух и закручиваю его так, чтобы пакет стал упругим.)

- А теперь что у меня в пакете? Потрогайте, каким он стал упругим.

- Что же там? Давайте мы его откроем и посмотрим.

- Вот мы его открыли и увидели, что там ничего нет, а пакет перестал быть упругим.

- Как вы думаете, ребята, что же в нём было?

(Ответы детей.)

- А в пакете был воздух – он прозрачный, невидимый и лёгкий. Поэтому нам казалось, что пакет пустой.

- Какой, ребята, воздух?

(Прозрачный, невидимый, лёгкий.)

- Молодцы! Поняли!

- Катя, убери Мишутку, а Саша – коробочку, на место.

 

Упражнение «Надуваем щечки»

- Дети, мы с вами уже увидели воздух в пакете. А теперь давайте с вами поиграем.

- Игра называется «Надуваем щёчки».

- Надуйте все щёчки и потрогайте их, они стали упругие. Сдуйте щёчки, потрогайте их – они опять стали мягкими.

- Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не сможем.

- Надувайте щёчки ещё раз, они стали упругими. Сдувайте щёчки – они опять стали мягкими.

- Дети, а почему наши щёчки были упругими? Потому что мы набрали воздух. Скажи Саша, Миша, …

- Значит воздух есть у нас внутри.

- Где есть воздух?

(Хоровые и индивидуальные ответы.)

- Молодцы, ребята, хорошо играли, мне очень понравилось!

 

Тема:

2 день   «Воздух – невидимка»

I Игра с соломинкой.

II Рисование «Рыбка дышит под водой».

Цель:

 

 

Материал:

 

 

Ход:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Учить детей рисовать пузырьки круглой формы.

 

Трубочки для коктейля; ёмкости с водой; вырезанный из альбомного листа аквариум с рыбкой; карандаши синие.

 

Игра с соломинкой.

- Дети, что мы с вами узнали про воздух?

(Воздух прозрачный, невидимый, лёгкий.)

- А хотите ещё больше узнать про него?

- Мишутка нас уже зовёт к себе. А вот и наша коробочка.

- Давайте её возьмём и сядем за стол.

- Ариша, открой коробочку, и мы увидим, что же в ней ещё появилось.

- Что же, ребята, в коробочке?

(Трубочки.)

- Дети, возьмите себе по одной трубочке и попробуйте подуть в неё. А теперь подставьте ладошку перед трубочкой и снова подуйте.

- Почувствовали, как откуда-то появился ветерок? Это мы выдохнули воздух, который перед этим вдохнули.

- Дети, а воздух нам нужен для дыхания. Он попадает внутрь человека через нос или рот и при выдохе его можно не только почувствовать, как вы чувствовали ветерок из трубочки, но и увидеть.

(Мишутка что-то шепчет на ушко.)

- Ребята, а Мишутка  не верит, что воздух можно увидеть. А мы с ребятами тебе это докажем. Для этого надо опустить конец трубочки в воду и подуть.

- Возьмите себе по стакану с водой, опустите трубочки в воду и подуйте.

- Вы видите?

- Откуда появились пузырьки и куда они исчезли?

- Они вышли из трубочки, а так как воздух лёгкий, пузырьки поднимаются через водичку вверх.

- Дети, а почему пузырьки поднимаются вверх?

- Потому что воздух лёгкий.

(Хоровые и индивидуальные ответы.)

- Дети, сегодня мы с вами узнали, что внутри человека есть воздух и мы с вами его не только почувствовали, но и увидели.

- Молодцы, хорошо играли.

 

Рисование «Рыбка дышит под водой».

- Дети, сегодня мы с вами увидели, как пузырьки поднимаются через водичку вверх.

- Почему они поднимаются?

(Потому что воздух лёгкий.)

- Дети, а Мишутка нам уже приготовил вот такой аквариум с красивой рыбкой.

- Рыбка под водой дышит и из неё вверх поднимаются пузырьки.

- Посмотрите, я вам покажу, как надо рисовать пузырьки.

(Показываю.)

- А теперь вы нарисуете пузырьки своей рыбке.

- Рыбка плавает в водичке,

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Мы хотим тебя поймать.

 

- Дети, а что вы нарисовали для своей рыбки?

(Воздух.)

- А какой воздух?

(Лёгкий.)

- Правильно, поэтому воздух поднимается вверх в виде пузырьков.

- Молодцы, ребята, справились с заданием.


 

Тема:

3 день   «Воздух – невидимка»

I Игра с воздушными шарами.

II Рисование: «Воздушные шарики».

Цель:

 

 

 

Материал:

 

 

 

Ход:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. Продолжать учить детей рисовать воздушные шарики круглой формы.

 

Два воздушных шарика (один надутый слабо – мягкий, другой надутый сильно – упругий); ½ альбомного листа с нарисованными верёвочками для шариков.

 

Игра с воздушными шарами.

- Дети, посмотрите, что нам сегодня принёс Мишутка?

(Воздушные шарики.)

- Вы хотите с ними поиграть?

(Дети играют сначала с надутым красным шариком, затем со слабо надутым – зелёным шариком.)

- Ребята, а с каким шариком играть удобнее?

(С красным, потому что он надут больше, так как легко отбивается и хорошо летает.)

- А чем они отличаются?

( Красный шарик упругий, потому что он сильно надут, а зелёный шарик мягкий, потому что он надут слабо.)

- Ребята, а Мишутка не знает, что нужно сделать, чтобы оба шарика хорошо летали и были упругими.

- Поможем Мишутке?

( Поможем.)

- Что мы можем сделать с зелёным шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть?

( Побольше надуть.)

- Что находится внутри шарика?

( Воздух.)

- А как он попал в шарик?

( Его туда выдыхают.)

- Посмотрите, ребята, как человек вдыхает и выдыхает воздух.

(Показываю.)

- Посмотри, Мишутка, как мои ребятки умеют вдыхать и выдыхать воздух.

(На выдохе предлагаю поставить ладошку под струю воздуха.)

- Откуда берётся воздух внутри человека?

(Его вдыхают.)

- Дети, а сейчас мы с вами поиграем с зелёным шариком.

(Надуваю его так, чтобы он стал упругим, опускаю шарик отверстием  в воду, чтобы дети наблюдали, как сдувается шарик, как выходит через пузырьки воздух.)

- Почему пузырьки идут вверх?

(Потому что воздух лёгкий.)

- Дети, сегодня мы с вами ещё раз убедились, что воздух есть внутри человека.

- Молодцы! Хорошо играли.

 

Рисование «Воздушные шарики».

- Дети, сегодня мы с вами играли с шариками. А Мишутка приготовил для вас листочки с ниточками для шариков.

- Возьмите себе по листочку и сядьте за стол.

- Посмотрите, я вам покажу, как рисовать шары.

- Над красной ниточкой рисуем красный шар.

- Над зелёной ниточкой рисуем зелёный шар.

- Шарик круглый, рисуем замкнутую линию.

- А теперь вы сами нарисуете свои шарики.

(Дети рисуют.)

- Дети, кто нарисовал шары, закрашивайте их.

- Молодцы, ребята, красивые шарики получились


Тема:

4 день   «Воздух – невидимка»

I Игра «Выдувание мыльных пузырей»

II ИЗО «Воздушные пузырьки».

Цель:

 

 

 

Материал:

 

 

 

Ход:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научить детей пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь. Продолжать учить детей делать заливку акварелью.

 

Баночки с мыльным раствором, палочки с колечками на конце. ½ альбомного листа с нарисованными парафином пузырями, гуашь синего цвета.

 

Игра «Выдувание мыльных пузырей».

- Дети, а сегодня Мишутка нам ещё что-то приготовил и он нас уже давно ждет. Пойдемте к нему.

- А вот и наша коробочка.

- Милана, возьми коробочку, а Женя – Мишутку и все сядем за стол. Хорошо.

(Открываем коробочку.)

- Дети, что же в нашей коробочке?

(Мыльные пузыри.)

- А вы хотите поиграть с ними? Я вам сейчас покажу, как с ними играть.

- Посмотрите, я взяла одну баночку, осторожно её открыла, чтобы не пролить мыльный раствор, и подую в колечко.

- Что у меня вылетело из колечка?

(Пузыри.)

- Давайте на них все подуем, чтобы они взлетели выше. Молодцы!

- Ребята, а почему они летают?

(Потому что воздух лёгкий.)

- Дети, а какие по размеру получились пузыри?

(Большие и маленькие.)

- Правильно, дети, значит в больших пузырях больше воздуха, а в маленьких – меньше. Скажи, Коля, Андрей.

- Дети, при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется мыльный пузырь.

- А теперь вы поиграете. Возьмите себе по баночке, давайте выйдем на коврик и встанем в круг.

- Сначала девочки открыли баночку и подули в колечко, ещё подуйте на пузырики, чтобы они выше взлетели. Вот сколько много пузырей.

 

- Воды обыкновенной

  В стаканчик набери,

  Пускай из мыльной пены

  Мы будем пузыри.

 

- Девочки закрыли свои баночки.

- Открыли мальчики свои баночки и подули в колечко.

 

- Взлетает шар надутый,

Прозрачнее стекла.

Внутри его как будто

Сверкают зеркала.

 

- Мальчики закрыли баночки.

- Дети, мы сегодня познакомились с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды, образуется пузырь.

- Молодцы! Хорошо играли.

- А теперь баночки отнесите в коробочку.

 

ИЗО «Воздушные пузырьки».

- Ребята, сегодня мы с вами играли с мыльными пузырями.

- А Мишутка приготовил для нас листочки, он хочет, чтобы вы нарисовали ему мыльные пузыри.

- Возьмите себе по листочку и сядьте за столы.

- А я вам покажу, как рисовать мыльные пузырики.

(Показываю, как тонировать листок.)

- А теперь вы закрашивайте свой листок.

- Вот сколько пузырей получилось!

- Молодцы! У вас всё получилось хорошо.

 


Тема:

5 день   «Воздух – невидимка»

I «Ветер по морю гуляет»

II Игра с вертушками.

Цель:

 

 

Материал:

 

Ход:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обнаружить воздух. Помочь понять детям, что воздух может двигаться.

 

Бассейн с водой; модель парусника; Вертушки.

 

Игра «Ветер по морю гуляет».

- Ребята, мы с вами уже играли с трубочками, шариками, мыльными пузырями. И мы узнали, что внутри человека есть воздух и мы его вдыхаем и выдыхаем.

- Давайте пойдём к Мишутке, он нам ещё что-то приготовил.

- А вот и наша коробочка.

- Алиса, открой коробочку и мы все увидим что там.

- Что здесь, дети?

(Кораблики.)

- Возьмите их и пойдёмте к нашему бассейну.

- Поставьте свои кораблики на воду, а теперь подуйте на них.

- Вот видите, поплыли!

- Ребята, а как вы думаете, откуда появился ветер?

(Ответы детей.)

- Да, правильно, это воздух, который мы выдохнули.

- А если набрать воздуха побольше и сильно его выдохнуть, направляя его на кораблик, то кораблик поплывёт быстрее.

- Вдохните побольше воздуха и сильно подуйте. Кораблики поплыли быстрее.

 

- Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

 

- Дети, сегодня мы с вами узнали, что воздух может двигаться.

- Что воздух может?

(Ответы детей.)

Молодцы! Хорошо играли и всё поняли.

 

Игра с вертушками.

- Дети, отгадайте загадку:

                       По полю рыщет,

                       Поёт да свищет.

                       Деревья ломает

              К земле приклоняет.

                                                    (Ветер)

- Ребята, сегодня мы с вами узнали, что воздух может двигаться.

- А Мешутка приготовил нам вертушки.

- Возьмите себе по одной вертушке и направим их на ветер.

- Что стало с вертушкой?

(Ответы детей.)

- Что же мы узнали про воздух?

(Воздух может двигаться.)

- Молодцы ребята, хорошо играли и всё запомнили!

Анализ работы по проекту


 «Воздух – невидимка».

Перед тем, как начать проект, была определена проблема, затем составлена технологическая карта, перспективный план работы, конспекты, созданы условия в предметно-развивающей среде группы – это центр воды и песка. Изучила литературу, приготовила материал и приступила к реализации.

Чтобы создать мотивацию ввела новый персонаж – Мишутку. Задачи выходили от сказочного персонажа. Мишутка ставил проблему, а для её решения детям предлагалась коробочка (волшебная), где менялся материал. В течение первого дня проекта стояла задача – вовлечь детей в проект, поставить перед ними проблему и наметить пути решения.

Игра «Что в пакете?»

         С помощью игровой ситуации обратила внимание детей на свойства воздуха (прозрачный, невидимый, лёгкий).

Для закрепления свойств воздуха с детьми было проведено упражнение «Надуваем щёчки».

На второй день проекта детям было предложено поиграть с соломинкой, где они смогли увидеть воздух в небольших пузырьках воды.

В процессе дня детям предложено рисование на тему «Рыбка дышит под водой».

Третий день проекта.

Дети также закрепили свойства воздуха и им было предложено поиграть с воздушными шариками, где в процессе игры они сами делали небольшие выводы.

День закончился рисованием «Воздушные шарики».

Самое интересное – четвёртый день проекта включил в себя игры с мыльными пузырями, где дети в процессе игры по величине мыльных пузырей определяли количество воздуха в них. Также закрепили свойства воздуха ( лёгкий, прозрачный, невидимый ).

В течение дня в изобразительной деятельности дети делали заливку акварелью, где на листе появлялись мыльные пузыри.

Пятый день включил в себя игру «Ветер по морю гуляет». Здесь дети смогли сделать небольшие выводы (воздух есть внутри нас, он двигает предметы).

На прогулке дети определяли движение и силу воздуха с помощью вертушек.

Цель и задачи в проекте достигнуты. Дети не только закрепили, но и обогатили знания о таком объекте неживой природы, как воздух.

Когда проект был закончен, дети ещё не раз подходили с вопросами и просьбой рассказать ещё что-нибудь о воздухе, поиграть с ним.